НЕКОТОРЫЕ РАСЧЕТЫ ДАЛЬНОСТИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОПЛИВА
Себестоимость эксплуатации и расхода топлива является важнейшей технической характеристикой самолета и находится в прямой зависимости от дальности полета, крейсерской скорости, высоты полета и загрузки самолета.
Известно, что полет самолета до полного израсходования топлива производиться не может. В то же время из экономических и других соображений нерационально иметь и излишне большой запас топлива, так как при этом увеличивается себестоимость эксплуатации и снижаются летно-технические данные самолета.
Еще до взлета топливо расходуется на запуск, опробование и выруливание на старт. Необходим также запас топлива и на возможный уход самолета па второй круг и на руление после посадки. •
Целью инженерно-штурманского расчета является определение расхода топлива на 1 км пути, дальности и продолжительности полета самолета (группы) по маршруту (профилю). По результатам этих расчетов можно определить стоимость израсходованного топлива.
В расчетах отличают скорости наибольшей дальности и продолжительности полета.
Скорость полета, при которой на данной высоте расход топлива на 1 км воздушного пути минимальный, называется скоростью наибольшей дальности полета Vu. д. Скорость же горизонтального полета, при. которой достигается наименьший расход топлива в единицу времени, называется скоростью наибольшей продолжительности полета Ен. п-
Стоимость топлива на 1 км воздушного пути 5Т определяется по формуле
ST = qRblT [руб], , (15)
где <7к — расход топлива на 1 км пути, кГ
b — коэффициент, учитывающий непроизводительный налет; по нормативам МГА для тяжелых самолетов он равен 1,045, для легких — 1,06;
Цх — цена 1 кГ топлива, руб.
Километровый расход топлива qK определяется по формуле
где Wn — полный расход топлива, кГ
L — дальность полета, км.
Полный расход топлива Wa складывается из расхода топлива в горизонтальном полете Wr. п, при наборе высоты и снижении WB. с, маневрировании в полете а также из расхода топлива при работе двигателя на земле и рулении W3:
• Wn= 1ГГ. П+ WB.0+ W*+ ^3 [кГ]. (17)
Данные для расчета по формуле (15) берутся из таблицы или графиков инженерно-штурманских расчетов.
Надо иметь в виду, что для самолетов с поршневыми двигателями норма расхода топлива дается в кГ/час или л/час, а для самолетов с газотурбинными двигателями в кГ/мин.